Вика
- Фамилию я её не помню, а имя - Вика, - рассказывал этот уже возрастной мужчина своему более молодому спутнику, узнав что тот - писатель. - Вам обязательно нужно о ней написать. Она заслуживает и большего.
Вечереющим днём они стояли на набережной возле самого парапета и смотрели на море.
...Первым сюда пришёл писатель. Сосед по номеру издали увидел его, но не сразу узнал со спины.
- Я смотрю: вы - не вы, - молвил он, приближаясь.
- Не мудрено: всего два дня знакомы.
Так - мало-помалу - они разговорились.
Увидев в руке блокнот с заложенным в середину карандашом, сосед поинтересовался:
- Вы художник?
Писатель не хотел говорить о своём роде занятий, но собеседник вынудил, сказав:
- Я уже видел вас с записной книжкой. Вы что-то рисуете?
- Записываю.
- Вы ведёте дневник?
- Я писатель.
- О, впервые вижу человека вашей профессии. Это должно быть интересно?
- Как вам сказать?
Писатель был уже не рад своему вроде бы ни к чему не обязывающему признанию и хотел отмолчаться, но не тут-то было. Сосед резко оживился, стал не в меру говорлив и нетерпелив в ожидании ответа.
- Вы должны меня обязательно выслушать, - тараторил он. - Я расскажу вам нечто важное.
- Ну что, что там у вас такое? - начиная раздражаться, спросил писатель.
- Если б я мог, я написал бы сам.
- Да расскажите же уже!
И собеседник принялся рассказывать: «Это было лет 30 назад. В ту пору я был молод и не опытен - и совсем не заметил этой девочки. Впрочем, до времени она ничем не отличалась от других.
Кажется, я забыл сказать, что я был учитель, и одинаково учил своему предмету и её, и всех остальных. Однажды по обыкновению я взглянул на неё - то ли для того чтобы вызвать к доске, то ли чтобы спросить с места - и к своему удивлению не узнал её».
- Как так? - вставил слово писатель.
- Она сильно изменилась. В ней проступила взрослость и даже женственность.
Писатель молчал, осмысливая услышанное. Рассказчик продолжил:
- Не то, чтобы женские формы. Хотя и они. Среди её одноклассниц были девушки и пофигуристее, но женственной была она одна.
- Я немного не понимаю, - утерял нить писатель. - К чему вы всё это?
- Сейчас станет понятно.
Писатель раскрыл свой блокнот и что-то коротко записал.
- Вас заинтересовал сюжет? Вы об этом напишете?
- Пока не вижу никакого сюжета.
- Он есть, есть! - горячо заверил рассказчик.
Против ожидания возникла пауза. Рассказчик не то усомнился в своей идее, не то его смутило что-то другое.
- Вы видите, море играет солнечными бликами? - произнёс, помолчав, он.
- Вижу, - ответил на автомате писатель.
- Вот и её жизнь была как это море и как эти блики, - сказал убеждённо рассказчик. - Не знаю, как ещё объяснить.
- Кажется, я начинаю понимать вас. - Писатель опять что-то записал в блокноте. - Образное мышление всегда убедительнее прямого, прямолинейного. Вот, например, пирс напоминает мне человеческую жизнь. Он далеко вдаётся в море. Но не преодолевает его. Волны бьются об него, однако не могут причинить ему большого вреда, избавиться от него. Почему так? Потому что человек всё-таки сильнее, хоть и не вечен.
Рассказчик радостно улыбнулся - то ли сравнению писателя, то ли чему-то своему.
- За что люблю литературу? - сказал он. - Вот за это самое: слово отзывается в твоей душе, и ты не столько понимаешь, сколько чувствуешь.
- Любое искусство имеет такое свойство, - поддержал мысль писатель. - Если, конечно, оно настоящее. Будь то, к примеру, музыка. И она захватывает нас, если созвучна нам, если глубока.
- Вот, вот! И я про то. Применительно к девочке.
- Сколько ей было в то время, о котором вы говорите?
- Восьмой класс. Значит, лет пятнадцать.
- Не такая уж девочка. Скорее девушка.
- Соглашусь с вами и не соглашусь. Девушка - это когда по плану, в силу возраста. А тут внезапно, неожиданно, вдруг.
- Снова не понимаю, - честно признался писатель.
Вновь возникла пауза. Собеседники надолго замолчали. Каждый думал о своём.
Писателю почему-то вспомнилась девочка из его детства. Они дружили до 5-го класса, потом она куда-то переехала, и он долго скучал по ней. Но то был ещё ребёнок, собственно. Здесь экземпляр постарше, взрослее.
Рассказчик мысленно представил себе Вику. Светло-русые волосы, собранные в пучок на затылке. Серые с зеленоватым оттенком глаза. Довольно крупные зубы, ровными рядками проглядывающие между губами, когда рот приоткрывала улыбка. Вот, кажется, и всё, что удержала, не смотря на годы, память.
- Может, у вас сохранилась её фотография? - первым нарушил молчание писатель. - Она сильно помогла бы делу. Хороший рассказ - это когда в основе реальная история. Когда есть прототип.
- Нет. Фотографии нет, - ответил рассказчик. - Она не доучилась до выпуска. Поэтому её не снимал фотограф. Ни на общее фото, ни на отдельное.
- Жаль, - с искренним сожалением произнёс писатель.
- И вот что интересно, - начал рассуждать, продолжая повествование, рассказчик. - Она почему-то не дружила ни с кем из своего класса.
- Была высокомерна? Горда?
- Я бы не сказал. Просто ни в чём не участвовала. Мероприятия как бы существовали не для неё.
- Считала себя взрослее, выше?
- Возможно. Вероятно. Должно быть, это было именно так. Теперь я становлюсь даже уверен.
- Что вас подвигло?
- Она дружила с ребятами много старше себя. Года на два и даже три.
- Девчонкам нравятся парни повзрослее. Это понятно.
- Это-то её и погубило, - неожиданно повернул разговор к развязке рассказчик.
Писатель не успел задать уточняющего вопроса, потому что сразу последовал финал:
- Той же зимой она насмерть разбилась в машине вместе с подружкой и тремя ребятами. Никто не выжил из пятерых.
- Зимняя дорога? Гололёд?
- Да. Что-то такое. Но, знаете, что я думаю?
- Боюсь ошибиться в догадках.
- Она предчувствовала, что жить ей остаётся мало. Поэтому решила хоть немного пожить взрослой жизнью.
- Ваше предположение не лишено основания.
- Её неожиданно перестала интересовать учёба, класс. Она пропускала уроки, а родители думали, что их ребёнок на занятиях, в школе.
- Родители всегда узнают всё с опозданием. Потому что доверяют своим детям. Потому что верят в них и в хорошее.
- Я вызывал и её, и родителей. На долгий и обстоятельный разговор. Не помогло. Пропуски не прекратились. И вскоре она погибла.
Писатель хотел что-то сказать. Но его перебил рассказчик:
- Но почему, почему? - почти вскричал резко он.
- Я не знаю, не знаю! - в тон ему ответил нервно писатель.
Они стояли там же, у парапета, но уже какие-то другие. Море перестало интересовать их. Лицо рассказчика стало розовым от волнения, даже красным.
- Тридцать лет прошло, - сказал он, не глядя на собеседника. - А я всё виню себя. Что недоглядел, не помешал.
- Вашей вины нет, - участливо произнёс писатель. - В случившемся вы не виноваты.
- Я понимаю. И всё равно гложет...
Рассказчик опустил руки, не договорив, затем поднёс ладони к лицу. Щёки горели.
На какое-то время снова установилась тишина. Потом подал реплику писатель:
- Успокойте себя тем, что она всё-таки успела.
- Прикоснуться к взрослой жизни?
- Да.
- Но он так краток был, этот её счастливый миг.
- Зато всё-таки был. Был.
- А ведь вы правы. И, пожалуй, она согласится с нами, если сейчас слышит нас оттуда. - Рассказчик кивнул на небо.
Невдалеке с криком пролетела серо-белая чайка.
- Может, это её душа окликнула нас? - задался вопросом рассказчик, став на минуту сентиментальным.
- Не исключу. - Писатель посмотрел в сторону гостиницы. - Однако мне пора идти.
- А рассказ, рассказ вы напишете? - словно спохватившись, спросил рассказчик.
- Я не знаю, хватит ли материала.
- Сколько уж есть. Это вернуло бы ей жизнь. Сделало её бессмертной.
- Ну уж не совсем так, - попытался улыбнуться писатель.
- Вы обещаете?
- Я попробую.
- Она тоже была бы признательна вам.
- Было бы за что.
- Вдохновения!
На этом они расстались. Писатель ушёл в свой номер сделать набросок к рассказу, пока острым и ясным было впечатление. Бывший же учитель остался. Его продолжала занимать чайка. Она почему-то не улетала, всё кружила и кружила неподалёку, то отдаляясь, то приближаясь. То ли хотела этим что-то сказать, то ли у неё были тут свои дела, и она занималась ими.