Тоннель

Пьеса для подросткового репертуара

Жанр: драма, мелодрама, детектив

 

Учащаяся музпедколледжа сочиняет песни, мечтает стать певицей. Новая преподавательница по педагогике невзлюбила талантливую девушку и стала препятствовать ей во всём. Дорога к цели превратилась в долгий и опасный тоннель.

 

К пьесе прилагается готовый музыкальный материал - одна инструментальная миниатюра и цикл из семи песен. Это всё совершенно новые и ещё не прозвучавшие на эстраде стопроцентные хиты.

 Вот для ознакомления три из них.   

 

«Подожди» 

«Лёгким ветерком»

«Тоннель»

                                                                               

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

 

Оля Платонова, учащаяся музпедколледжа, начинающая певица;

Игорь, её сокурсник;

Людмила Львовна, её мать;

Пётр Сергеевич, её отец;

Нонна, бывшая одноклассница Игоря;

Галина Степановна Колтышева, преподавательница по педагогике;

Евгения Николаевна, директор колледжа;

1-й оперативник;

2-й оперативник.

 

Действие происходит в наши дни.

 

 

 

День. Колледж. Актовый зал. Игорь, стоя на сцене, проверяет микрофон:

- Раз, два, раз! Раз, раз! Раз, два!

 

Входит директриса с преподавательницей педагогики.

 

ДИРЕКТРИСА. Игорь! Что-то не вижу Оли.

ИГОРЬ. Она ещё на зачёте.

ДИРЕКТРИСА. Я велела ей не опаздывать.

ИГОРЬ. Поторопить?

ДИРЕКТРИСА. Сходи за ней, пожалуйста. Преподавателю скажи: директор ждёт. Пусть сразу отпустит.

ИГОРЬ. Хорошо. Передам. Уходит.

 

КОЛТЫШЕВА. С дисциплиной в колледже не очень.

ДИРЕКТРИСА. Почему вы так решили?

КОЛТЫШЕВА. Ученица заставляет директора ждать в актовом зале.

ДИРЕКТРИСА. Может, вы и правы. Иногда я либеральничаю с ними. Но это с теми, кто заслуживает особого отношения к себе.

КОЛТЫШЕВА. Платонова из них?

ДИРЕКТРИСА. На ней держатся все мероприятия колледжа.

КОЛТЫШЕВА. Но она всего лишь певица.

ДИРЕКТРИСА. Не только. Ещё и автор своих замечательных песен.

 

Входит Оля Платонова. За ней - Игорь.

ОЛЯ. Простите, Евгения Николаевна, за опоздание. Немного не уложилась с зачётом.

ДИРЕКТРИСА. Сдала?

ОЛЯ. Да.

ДИРЕКТРИСА. Ну и ладно тогда. Покажи нам песню «Подожди».

ОЛЯ. Хорошо.

КОЛТЫШЕВА. Это её колледж выдвинул на конкурс?

ОЛЯ. Да.

ДИРЕКТРИСА. Игорь! Можем начинать?

ИГОРЬ. Включаю.

ДИРЕКТРИСА. Оля, ты готова?

ОЛЯ. Да.

Начинает звучать музыка в записи и вживую голос. Оля со сцены исполняет песню «Подожди». Исполняет живо, весело, артистично. Слова такие:

 

Не по земле хожу,

не кислородом дышу.

Нет страха, что упаду,

ведь на свиданье спешу.

Нет крыльев, но лечу.

Нет денег, всё же плачу.

Всему виной я сама -

любовь свела с ума.

 

Подожди немножко,

подожди ещё чуть-чуть.

Дождливая дорожка,

ветер бьёт по плечу.

Ты подожди ещё чуть-чуть.

 

Стою и жду опять,

но снова клякса в тетрадь.

Внутри, снаружи

солёные лужи.

Теперь летать не хочу,

душой и сердцем кричу.

Ты не пришёл и убил

меня и счастье разбил.

 

Подожди немножко,

подожди ещё чуть-чуть.

Дождливая дорожка,

ветер бьёт по плечу.

Ты подожди ещё чуть-чуть.

 

ДИРЕКТРИСА. Ну и что в песне не так, Галина Степановна? Почему её нельзя предлагать на конкурс?

КОЛТЫШЕВА. Всё не так, всё. Посмотрите.

ДИРЕКТРИСА. Что именно?

КОЛТЫШЕВА. «Любовь свела с ума. Денег нет - всё равно плачу». - О чём это? Зачем? Потом и вовсе: «Ты не пришёл и убил». - Рано им.

ДИРЕКТРИСА. Вы считаете?

КОЛТЫШЕВА. Да. А вы?

ДИРЕКТРИСА. По-моему, всё по возрасту. И даже «клякса в тетрадь».

КОЛТЫШЕВА. Я проработала 20 лет в музыкальном училище, и у нас...

ДИРЕКТРИСА. Давайте вы не будете вспоминать, что у вас было на прежнем месте работы. Тем более что здесь руководитель я - и вся ответственность лежит на мне, а не на преподавателе педагогики.

КОЛТЫШЕВА. Я радею о лице колледжа.

ДИРЕКТРИСА. Я позабочусь об этом сама. У вас ещё есть вопросы?

КОЛТЫШЕВА. При таком подходе их не может быть.

ДИРЕКТРИСА. На том и закончим. Хорошего дня! Уходит со спокойным величием и достоинством.

Колтышева тоже покидает помещение.

 

ОЛЯ. Ты это видел?

ИГОРЬ. Слышал.

ОЛЯ. Что она будет вести у нас в колледже?

ИГОРЬ. Я так понял: педагогику.

ОЛЯ. Замордует нас.

ИГОРЬ. Похоже на то.

ОЛЯ. Интересно, что бы она сказала о песне «Рабыня любви»?

ИГОРЬ. Вообще за голову бы схватилась.

 

В дверном проёме появляется Колтышева.            

 

КОЛТЫШЕВА. К вашему сведению, я ещё не ушла и всё слышала.

ИГОРЬ. Ой, извините.

ОЛЯ. Потом дорепетируем.

КОЛТЫШЕВА. Репетируйте. Я уйду. Удаляется.

ОЛЯ. Спрашивается, зачем приходила?

ИГОРЬ. Странная. Да.

Звучит песня «Рабыня любви» либо какая-то другая из цикла.

 

Вечер. Дом Платоновых. Разговаривают Оля и Людмила Львовна, её мать.

ДОЧЬ. Мама! У нас новая училка.

МАТЬ. Почему не учительница?

ДОЧЬ. Не заслуживает.

МАТЬ. Чем?

ДОЧЬ. Придирается не к месту.

МАТЬ. Что ведёт?

ДОЧЬ. Педагогику. Кстати, ты её можешь знать.

МАТЬ. Каким образом?

ДОЧЬ. До нас она преподавала теорию музыки в вашем музыкальном училище.

МАТЬ. Как зовут?

ДОЧЬ. Галина Степановна Колтышева.

МАТЬ. Знаю такую! Будь с нею поосторожней.

ДОЧЬ. Почему?

МАТЬ. Неадекват.

ДОЧЬ. У неё семья есть?

МАТЬ. Никого.

ДОЧЬ. С того и злючка?

МАТЬ. Наверное. Она начинала как певица. У неё что-то не заладилось, и она перешла в преподаватели.

ДОЧЬ. Она и тебя учила? По возрасту подходит. Ей где-нибудь 50.

МАТЬ. Нет, она пришла к нам, когда я преподавала уже.

ДОЧЬ. Мир тесен.

МАТЬ. Да, так говорят в подобных случаях.

 

ДОЧЬ. А где папа?

МАТЬ. Уехал на гастроли.

ДОЧЬ. Так он же всего два дня, как вернулся.

МАТЬ. Оркестр опять куда-то пригласили.

ДОЧЬ. Вот она - жизнь артиста! Хочу себе такую же.

МАТЬ. В ней мало хорошего.

ДОЧЬ. Считаешь?

МАТЬ. На отца посмотри.

ДОЧЬ. Всю страну объездил.

МАТЬ. Страна не мир.

ДОЧЬ. Всё равно интересно.

МАТЬ. Не видел ни как ты родилась, ни как выросла.

ДОЧЬ. Отцам, наверное, это не обязательно?

МАТЬ. Может быть.

 

У Оли звонит телефон.

 

ДОЧЬ. Алло, Игорёша, слушаю. Хорошо. Договорились.

МАТЬ. Насчёт чего договорились?

ДОЧЬ. Он сейчас приедет.

МАТЬ. Не успели расстаться в колледже - он уже едет сюда.

ДОЧЬ. Это любовь - называется.

МАТЬ. Для вас - дружба. Любовь начинается после 18-и.

ДОЧЬ. Я послушная девочка - и не возражаю. Он приедет по делу, мама.

МАТЬ. Новая аранжировка?

ДОЧЬ. Да. У него только что родилась идея.

МАТЬ. Для какой песни?

ДОЧЬ. Вот для этой. «Лёгким ветерком» называется. Наигрывает мелодию.

МАТЬ. Я её ещё не слыхала.

ДОЧЬ. Слушай. Поёт, аккомпанируя себе на синтезаторе. Слова такие:

 

Я по следам твоим шагаю,

на голос твой во тьме бегу.

Я никого не замечаю,

рисую образ на снегу.

Я знаю: ты меня не слышишь,

а я зову мечту свою.

И птицею, и птицею на крыше

я о любви тебе спою.

 

Лёгким ветерком

распахну твоё окно.

На кусочки вдруг,

вдруг рассыплется оно.

Ярким светом я,

жизнь твою я озарю,

веру в душу подарю

и в костре любви сгорю.

 

Ты не спеши - пропустишь чудо.

Там, впереди, моя звезда.

Пусть пыль в глаза пускают всюду,

спасёт тебя моя чистота.

Ты поделись душой своею,

капелькой счастья стань моей.

Нет больше сил. Врать не умею.

Мы станем миром, ты поверь.

 

Лёгким ветерком

распахну твоё окно.

На кусочки вдруг,

вдруг рассыплется оно.

Ярким светом ты,

станешь для меня...

 

Где-нибудь в середине песни приходит Игорь.

 

ИГОРЬ (Оле). Я предлагаю аранжировать в кислотном стиле. А после второго куплета - твой вокализ, переливчатый и протяжный. Попробуем?

ОЛЯ. Да.

Оля поёт, Игорь аккомпанирует.

 

МАТЬ. Может, вам создать свою музыкальную группу?

ИГОРЬ. Мы ещё не думали.

ОЛЯ. А она нам нужна, мама?

МАТЬ. Я не знаю. Папа подобрал бы вам недостающих музыкантов.

ОЛЯ. Посмотрим, мама. Пока надо выиграть конкурс.

МАТЬ. Тебе не впервой.

ОЛЯ. Но расслабляться всё равно нельзя.

МАТЬ. Это точно.

 

ОЛЯ. Давай, Игорь, сразу со второго куплета.

ИГОРЬ. И не забудь после припева - вокализ.

ОЛЯ. Я уже наметила вариант.

В итоге выходит суперская песня.

Мать уходит, чтобы не мешать. Спустя время возвращается.

 

МАТЬ. Ребята! Пора заканчивать. Дело к ночи.

ОЛЯ. Блин, а я к зачёту не подготовилась.

ИГОРЬ. Я тоже.

ОЛЯ. А, пронесёт!

ИГОРЬ. Ты нашу новенькую ещё не изучила?

ОЛЯ. Спишем. Перехитрим.

МАТЬ. Нечестные способы простительны только при цейтноте.

ОЛЯ. У нас цейтнот.

ИГОРЬ. До свидания, Людмила Львовна.

МАТЬ. До свидания, Игорёк.

ОЛЯ. Мама, я провожу.

МАТЬ. Куда! В такое время!

ОЛЯ. Я только до выхода.

МАТЬ. До выхода - не возражаю.

Дети уходят. Мать остаётся.

 

Коридор или прихожая.

ИГОРЬ. Ну всё. Я пошёл.

ОЛЯ. Один поцелуйчик - и можешь идти. (Напевает) «Ты моя радость. Ты моё счастье».

ИГОРЬ. С чего это вдруг?

ОЛЯ. Строчка из песни.

ИГОРЬ. А она уже написана?

ОЛЯ. Ещё нет. Я же не завод и не фабрика.

ИГОРЬ. Педагогику посмотри.

ОЛЯ. Так сдам.

 

Следующий день. Аудитория в колледже.

КОЛТЫШЕВА. Я почему тебя оставила, Платонова?

ОЛЯ. Догадываюсь.

КОЛТЫШЕВА. Я ещё ничего не сказала. Ты нарочно грубишь?

ОЛЯ. Всё и так понятно. Что объяснять?

КОЛТЫШЕВА. Ты списывала. Весь класс свидетель, что я забрала у тебя конспект с колен.

ОЛЯ. Я не оправдываюсь. Я пересдам.

КОЛТЫШЕВА. Учи как следует. Со мной номера не проходят.

ОЛЯ. Доступно объяснили. Спасибо.

КОЛТЫШЕВА. Я слышу сарказм в твоём выражении?

ОЛЯ. Констатирую факт. Вы неправильно поняли.

КОЛТЫШЕВА. Давай ты не будешь меня третировать? А то даже директор тебе не поможет.

ОЛЯ. А я и не собираюсь жаловаться.

КОЛТЫШЕВА. В общем ты, кажется, поняла?

ОЛЯ. Можете считать, что да.

КОЛТЫШЕВА. Опять аллегории?

ОЛЯ. Добропорядочная шутка.

КОЛТЫШЕВА. Со мной шутить не стоит. Я юмор не люблю.

ОЛЯ. Заметно.

КОЛТЫШЕВА. И сделай вывод.

ОЛЯ. Уже.

КОЛТЫШЕВА. Когда-нибудь твоё остроумие мне сильно не понравится.

ОЛЯ. Да не будет этого вовеки веков!

КОЛТЫШЕВА. Ты когда-нибудь прекратишь?

ОЛЯ. Молчу, молчу.

 

Коридор колледжа.

ИГОРЬ. Что-то ты долго. (О Колтышевой) Воспитывала?

ОЛЯ. Ещё как! Пыталась даже прессовать.

ИГОРЬ. И?

ОЛЯ. Да не на ту напала.

ИГОРЬ. На чём расстались?

ОЛЯ. Приду через пару дней пересдавать.

ИГОРЬ. В этот раз уж готовься.

ОЛЯ. Придётся.

 

Дом Платоновых. Ольга репетирует какую-нибудь песню - например, «Тоннель». Отец и мать наблюдают со стороны.

ОТЕЦ. Хорошо поёт наша дочь.

МАТЬ. Не удивительно - хорошие гены.

ОТЕЦ. Передались от тебя.

МАТЬ. Артист у нас ты.

ОТЕЦ. Ты могла стать композитором, но не захотела.

МАТЬ. Кто-то должен был растить нашу дочь.

ОТЕЦ. Многие няньками обходятся.

МАТЬ. Никому и никогда не доверю единственную дочь.

ОТЕЦ. Роди ещё.                                                                               

МАТЬ. Эту бы вырастить!

ОТЕЦ. Уже большая. Невеста почти.

МАТЬ. Как окончат колледж, сказали, сразу поженятся.

ОТЕЦ. А как же карьера певицы?                                       

МАТЬ. Вот и я думаю.

ОТЕЦ. Может, ещё передумают.

МАТЬ. Не должны.

ОТЕЦ. А если совмещать?

МАТЬ. Можно. Но у меня не вышло.

ОТЕЦ. Словом, будем посмотреть, как говорится в одной известной шутке.

МАТЬ. У дочери юмор от тебя.

ОТЕЦ. А слух и голос твои.

МАТЬ. Голос - возможно. Ваш дирижёрский слух, Пётр Сергеевич, трудно превзойти.

ОТЕЦ. Респект за неприметный комплимент, Людмилочка Львовна.

МАТЬ. Могу сказать и приметно.

ОТЕЦ. Не стоит.

Жена обнимает мужа. Он:

- Опоздаю на репетицию! Чмокает жену и уходит.

 

 

 Следующий день. Кабинет директрисы колледжа.

КОЛТЫШЕВА. Вот, Евгения Николаевна, посмотрите. Вместо того, чтобы конспектировать лекцию, наша певица сочиняет песню.

ДИРЕКТРИСА. Оля, этим надо заниматься дома.

ОЛЯ. Если сразу не записать, то забудется.

ДИРЕКТРИСА. Я понимаю тебя. Но и ты пойми нас. Если весь класс станет, как ты, отвлекаться на посторонние дела, что хорошего из этого выйдет? Ничего.

ОЛЯ. Теорию можно прочитать в учебнике.

КОЛТЫШЕВА. Теорию я подкрепляю практикой. Этого в учебнике нет.

ОЛЯ. У меня хорошая память.

КОЛТЫШЕВА. Если человек не слушает, он ничего не запомнит.

ОЛЯ. Я слушаю...

КОЛТЫШЕВА. ...Но занимаюсь посторонними делами.

ОЛЯ. Я отвлеклась на минутку.

КОЛТЫШЕВА. Обратите внимание на слова, Евгения Николаевна. Не по возрасту текст.

ДИРЕКТРИСА. Но здесь всё достойно, Галина Степановна.

КОЛТЫШЕВА. Где? Смотрите. Цитирует: «Воду из родника для тебя берегла». Вы знаете, что это? О чём?

ДИРЕКТРИСА. Всё пристойно. И даже поэтично.

КОЛТЫШЕВА. Отпустите Платонову, я вам объясню.

ДИРЕКТРИСА. Иди, Олечка. И, пожалуйста, больше не отвлекайся. В следующий раз я не стану тебя защищать.

ОЛЯ. Спасибо, Евгения Николаевна.

 

Коридор колледжа.

ИГОРЬ. Получила внушение?

ОЛЯ (о Колтышевой). Достала эта корова!

ИГОРЬ. Но ты тоже виновата.

ОЛЯ. Ты на её стороне?

ИГОРЬ. Не отвлекайся при ней.

ОЛЯ. Текстовка не спрашивает.

ИГОРЬ. И всё равно.

 

Дом Платоновых. В комнате Оля и её мама. Оля наигрывает мелодию. Пытается петь. Бросает. Вероятно, это песня «Не судьба», где есть фраза: «Ты не мой герой».

ДОЧЬ. Что-то не идёт у меня песня сегодня.

МАТЬ. Как дела в колледже?

ДОЧЬ. Нормально.

МАТЬ. Зачёт сдала?

ДОЧЬ. Нет ещё.

МАТЬ. А говоришь, нормально. Прошла неделя!

ДОЧЬ. Сдам я, мама.

МАТЬ. Или с Игорем поссорилась?

ДОЧЬ. Нет. С чего ты взяла?

МАТЬ. Просто поискала причину.

 

Звонит телефон у Оли.

ОЛЯ (в трубку). Алло, Игорь! Я тебя слушаю.

ИГОРЬ (по телефону). Зайди на Спутник.фм.

ОЛЯ. А что там?

ИГОРЬ. Твоя песня в ротации.

ОЛЯ. Да ну! Не может быть!

ИГОРЬ. Может.

ОЛЯ. Откуда она там?

ИГОРЬ. Я отправил.

ОЛЯ. А почему не сказал?

ИГОРЬ. Сюрприз.

СЮРПРИЗ. Сейчас зайду к ним на сайт.

 

Отключает телефон. Врубает комп или ноутбук. Находит радиостанцию, затем свою песню и включает её. Звучит «Лёгким ветерком» на английском языке.

Оля зовёт мать:

- Мама! Моя песня в хит-параде.

МАТЬ. На каком радио?

ДОЧЬ. Спутник.фм.

МАТЬ. Сделай погромче. (Через паузу.) Роскошный хит.

Слушают.

 

МАТЬ. А кто сделал перевод на английский?

ДОЧЬ. Бывшая одноклассница Игоря. Она уже несколько лет живёт в Англии.

МАТЬ. Произношение у тебя хромает.

ДОЧЬ. Ничего. Подтяну.

МАТЬ. Нанять репетитора?

ДОЧЬ. Позанимаюсь с бывшей одноклассницей Игоря.

МАТЬ. Она же в Англии!

ДОЧЬ. Завтра приезжает.

МАТЬ. А как же учёба?

ДОЧЬ. Она всего на несколько дней.

МАТЬ. Как её зовут?

ДОЧЬ. Нонна.

МАТЬ. Опасное имя.

 

Коридор колледжа или двор.

НОННА (шутливо). Что-то ты долго шёл? Привет!

ИГОРЬ. Коридор длинный. С приездом!

НОННА. Ты совсем не изменился. А я?

ИГОРЬ. Ты тоже.

НОННА. Совсем-совсем?

ИГОРЬ. Ну если только немного.

НОННА. В какую сторону?

ИГОРЬ. Какая-то матёрая стала.

НОННА. Дама вамп?

ИГОРЬ. Близко к этому.

НОННА. Британская холодность. Таун-стрит.

ИГОРЬ. Вероятно.

НОННА. Твоя скоро выйдет?

ИГОРЬ. На перемене.

НОННА. У неё хорошие песни.

ИГОРЬ. Да. Талант.

НОННА. А я?

ИГОРЬ. Ты тоже. Классно текст перевела, а ведь это стихи.

НОННА. Обращайтесь. Если захотите в шоубиз Англии.

ИГОРЬ. Здесь бы протиснуться.

 

НОННА. Это она идёт?

ИГОРЬ. Да.

НОННА. Симпатичная.

ИГОРЬ. О даме при даме промолчу.

НОННА. Как зовут?

ИГОРЬ. Оля.

НОННА (шутит). Может, нам трио составить?

ИГОРЬ. Замучаешься летать из Лондона.

НОННА. У папы личный самолёт.

ИГОРЬ. Тогда стоит подумать.

 

ОЛЯ. Привет, Нонна!

НОННА. Привет, Оля!

ОЛЯ. У нас принято при встрече чмокаться.

НОННА. У нас тоже. Целуются.

ИГОРЬ. Нонна похвалила тебя за песню.

ОЛЯ. А я благодарю её за перевод. Спасибо, Нонна.

НОННА. Пользуйтесь. Не жалко.

ИГОРЬ. Нонна, ты обещала прогнать с Олей песню на английском.

НОННА. Прямо сейчас?

ИГОРЬ. А что откладывать!

НОННА. Ну давайте. А где?

ИГОРЬ. В актовом зале.

 

Актовый зал колледжа.

НОННА. Вокал у меня не очень. Но произношение что надо.

ОЛЯ. У тебя с юмором всё хорошо, Нонна.

НОННА. Не жалуюсь.

ИГОРЬ. Нонна, ты готова? Включать?

НОННА. Можно.

 

Начинает звучать минусовка. Нонна поёт на английском. Оля подпевает. Затем поёт без помощи Нонны.

 

НОННА. Ольга, уже не плохо. Для первого раза достаточно.

ОЛЯ. Считаешь? Тогда стоп. Игорь, останови. Минусовка умолкает.

НОННА. Предлагаю отметить нашу встречу.

ОЛЯ. Посидеть в Макдаке?

НОННА. Посетить ночной клуб.

ОЛЯ. Я пас! Меня мама не отпустит.

НОННА. Игорь, ты не имеешь права отказаться.

ИГОРЬ. Не имею. Сморит на Олю.

ОЛЯ. Ты иди, иди. Не может же Нонна одна. Там может оказаться маньяк или пьяные.

ИГОРЬ. Я пойду, пойду.

 

Ночь. Гостиница, где остановилась Нонна.

НОННА. Спасибо за прекрасный вечер!

ИГОРЬ. Спасибо тебе за чудесную компанию.

НОННА. Зайдёшь в мой номер на минутку?

ИГОРЬ. С утра на занятия.

НОННА. На минутку.

ИГОРЬ. На минутку зайду.

 

НОННА. Что-нибудь выпьешь? Открывает дверку бара.

ИГОРЬ. Я не пью.

НОННА. До сих пор?

ИГОРЬ. Да.

НОННА. Мне папа разрешает. Глотнёшь капельку?

ИГОРЬ. Глотну.

НОННА. Это глинтвейн. Лёгкий и слабый напиток. Его пьют горячим. Я подогрею.

 

Дом Платоновых.

МАТЬ. Оля, ты чего не спишь?

ДОЧЬ. Не спится почему-то.

МАТЬ. Ты же завтра учишься.

ДОЧЬ. Да.

МАТЬ. Надо спать.

ДОЧЬ. Кажется, мелодия на подходе.

МАТЬ. Ну тогда я не знаю.

Оля становится к синтезатору и поёт песню  "Две дамы" или «Не судьба». Текст такой:

 

В детстве девочка мечтала

героиней сказки стать.

Выросла и повстречала

парня - лучше не сыскать.

Книжки старые остались

на холодном дне реки,

Там, где милы встречались,

зародились васильки.

 

Не судьба, не судьба! -

Мне поют голоса.

Не судьба, не судьба! -

Солнце светит в глаза.

Не судьба, не судьба! -

Плачет небо со мной.

Не судьба, не судьба!

Ты не мой герой.

 

Сказка быстро шуткой стала,

и разбились все мечты.

Жизни горечь я узнала -

куклой сделал меня ты.

Сердце есть ведь у игрушки -

ты поймёшь когда-нибудь.

Только мокрые подушки

не дают никак уснуть.

 

Не судьба, не судьба! -

Мне поют голоса.

Не судьба, не судьба! -

Солнце светит в глаза.

Не судьба, не судьба! -

Плачет небо со мной.

Не судьба, не судьба!

Ты не мой герой.

 

 

Утро. Гостиница.

ИГОРЬ. Чёрт! Я проспал первую пару.

НОННА. Это катастрофично?

ИГОРЬ. Нет. А ты не ложилась?

НОННА. Почему? Я уже встала. У меня готов для тебя завтрак.

ИГОРЬ. Завтрак?

НОННА. Бутерброды и кофе.

ИГОРЬ. Как мило!

НОННА. Я вообще хорошая жена. Мы поженимся?

ИГОРЬ. Бр-р! Я не ослышался?

НОННА. Ночью ты обещал подумать.

ИГОРЬ. Я?

НОННА. Никого, кроме нас, в номере не было. А я не умею разговаривать мужским голосом.

ИГОРЬ. Ты меня разыгрываешь?

НОННА. Говорю всерьёз. Папа перевёл весь свой бизнес в Англию.

ИГОРЬ. Зачем?

НОННА. Россия обречена.

ИГОРЬ. Почему?

НОННА. Так считают бизнесмены.

ИГОРЬ. Не представляю себя в чужой стране.

НОННА. Подумай, подумай, подумай. Говорю так, потому что желаю тебе только добра.

ИГОРЬ. Как-то неожиданно очень. И потом, я уже обещал Оле....

НОННА. Ты имеешь право передумать.

ИГОРЬ. Но мне ещё два года учиться.

НОННА. Папа устроит тебя в Кембридж. Или в Сорбонну. Будем учиться вместе.

ИГОРЬ. Зачем я тебе?

НОННА. Ты нравишься мне с седьмого класса.

ИГОРЬ. Мы тогда были дети.

НОННА. Я специально приехала за тобой.

ИГОРЬ. За мной?

НОННА. Песня в моём переводе всего лишь повод.

ИГОРЬ. Ротацию обеспечил твой папа?

НОННА. Его звонок.

ИГОРЬ. И его деньги?

НОННА. Они.

ИГОРЬ. Я не знал. Но ведь песня действительно классная?

НОННА. Да.

ИГОРЬ. Как жить в этой уродской стране?

НОННА. Решайся. Пожалеть не придётся. Папа обеспечит и нас, и наших детей, и внуков.

ИГОРЬ. Я для него никто.

НОННА. Папа выполняет все мои прихоти.

ИГОРЬ. Я твоя прихоть?

НОННА. Ты моя давняя любовь.

ИГОРЬ. Любовь, я слышал, проходит.

НОННА. Я пробуду здесь три дня. Визу и загранпаспорт папа организует хоть сегодня.

ИГОРЬ. Но для этого нужна неделя. Или две.

НОННА. Скорость зависит от величины суммы.

ИГОРЬ. Чудеса!

НОННА. Деньги могут всё.

ИГОРЬ. Загрузила ты меня.

НОННА. Включи перезагрузку, компьютер.

 

День. Колледж. Актовый зал.

ИГОРЬ. Нонна зовёт в Англию.

ОЛЯ. Зачем?

ИГОРЬ. Жить.

ОЛЯ. В каком смысле?

ИГОРЬ. В прямом. И в переносном тоже.

ОЛЯ. Что значит в переносном?

ИГОРЬ. Жить безбедно. И т.д. и т.п.

ОЛЯ. И что ты в ответ?

ИГОРЬ. Обещал подумать.

ОЛЯ. Значит, думай.

ИГОРЬ. Куда ты?

ОЛЯ. Ухожу, чтобы не мешать тебе.

ИГОРЬ. Спой мне песню.

ОЛЯ. Зачем?

ИГОРЬ. На прощание.

ОЛЯ. Ты не шутишь?

ИГОРЬ. У неё отец олигарх.

ОЛЯ. Купит ей в Эмиратах чёрного принца.

ИГОРЬ. Спой песню «Здесь».

ОЛЯ. Почему её?

ИГОРЬ. Я буду вспоминать тебя по ней в Англии.

ОЛЯ. Что ж! Принимай подарок.

Со сцены звучит «Здесь».

 

 

Дом Платоновых. Вечер.

МАТЬ. Дочуня! Что не весёлая?

ДОЧЬ. Игорь уезжает в Англию.

МАТЬ. В гости к Нонне?

ДОЧЬ. Да. Только насовсем.

МАТЬ. Жить?

ДОЧЬ. Благоденствовать.

МАТЬ. Но это же скучно.

ДОЧЬ. Он Ноннкина любовь с седьмого класса.

МАТЬ. А что же она ехала за ним так долго?

ДОЧЬ. В Англии совершеннолетие наступает с 18 лет.

МАТЬ. А ему сколько?

ДОЧЬ. Скоро исполнится.

МАТЬ. Значит, и ей тоже.

ДОЧЬ. Её отец перевёл весь свой бизнес туда.

МАТЬ. Для чего?

ДОЧЬ. Говорит, в России бизнесмен связан по рукам и ногам.

МАТЬ. А откуда тогда столько олигархов?

ДОЧЬ. Я тоже хотела спросить.

МАТЬ. А как же Игоря мама?

ДОЧЬ. Ноннка обещает забрать свекровь с собой.

МАТЬ. Чудны дела твои, олигархия!

 

ДОЧЬ. Назло обоим стану звездой мировой эстрады.

МАТЬ. Это очень непросто сделать.

ДОЧЬ. Далида смогла.

МАТЬ. Тогда было другое время.

Оля поёт песню о Нонне «Карусели», негласно дискутируя с ней. Слова такие:

 

Судьба опять ошибку допустила.

На моём месте быть должна была она.

Чужого в своём сердце приютила,

в итоге оказалась в пустоте одна.

И вот за ветром по пятам иду,

и аспирин не помогает.

Мурашки по спине моей бегут,

и что-то тихо отмирает.

 

Я в детство убегу

на несколько минут,

чтоб боль, обиды улетели.

И лишь одни они меня поймут,

закружат в парке карусели.

 

Гостиница. Нонна звонит Игорю по телефону:

- Скоро мне выдвигаться в аэропорт. Что ты решил?

ИГОРЬ. Я остаюсь.

НОННА. Не смог бросить свою драгоценную?

ИГОРЬ. Свою судьбоносную.

НОННА. Но всё равно приезжай.

ИГОРЬ. Проститься?

НОННА. Да. Заодно заберёшь твой загранпаспорт и визу.

ИГОРЬ. Уже готовы?

НОННА. И ждут своего хозяина.

ИГОРЬ. Сейчас выезжаю.

НОННА. Если решишься поехать хотя бы в гости, то прихвати вещи.

ИГОРЬ. Очень заманчиво звучит.

НОННА. Жду. Отключает телефон.

 

Проходит некоторое время. Входит Игорь.

НОННА. Почему без вещей?

ИГОРЬ. Я решил всё-таки не ехать.

НОННА. Даже в гости?

ИГОРЬ. Да.

НОННА. Напрасно. Посмотрел бы, как живу я, как живёт Англия.

ИГОРЬ. Зачем смущать и без того смущённую душу?

НОННА. Ты не ручаешься за себя?

ИГОРЬ. Не ручаюсь за Англию. Что не устрою там маленькую антиолигархическую революцию.

НОННА. Чем тебе помешали богатые люди вроде моего папы?

ИГОРЬ. Богатства должны принадлежать всем и поровну.

НОННА. Да ты коммунист?

ИГОРЬ. Социалист.

НОННА. Ну тогда нам с тобой не по пути. Это точно.

ИГОРЬ. У меня другие идеалы.

НОННА. А у меня их вообще нет. Нет, есть, ты мой идеал. За исключением твоих политических взглядов.

ИГОРЬ. Я тебя разыграл с ними.

НОННА. А я, глупая, поверила.

ИГОРЬ. Привет англичанам!

НОННА. Передам. Ты обнимешь меня на прощанье?

ИГОРЬ. Вот.

НОННА. Ты поцелуешь меня на прощанье?

ИГОРЬ. Вот.

НОННА. Теперь я тебя: вот, вот и вот! Это счастье, что ты был в моей жизни.

ИГОРЬ. А ты в моей.

НОННА. И в заключение танец?

ИГОРЬ. По закону жанра.

Танцуют под песню «Лёгким ветерком» на английском языке. Это Игорь включил аудиозапись у себя в смартфоне.

 

Поздний вечер. У Оли дома звонит телефон.

ИГОРЬ (в трубку). Я огорчу тебя или обрадую. Я не уехал.

ОЛЯ. Конечно, я обрадуюсь. Но это был хороший урок для меня.

ИГОРЬ. Для меня тоже.

ОЛЯ. Встретимся завтра в колледже?

ИГОРЬ. Встретимся завтра с утра.

 

 

Утро. Аудитория в колледже.

КОЛТЫШЕВА. Зазвездилась, Платонова?

ОЛЯ. О чём вы?

КОЛТЫШЕВА. Твою песню крутят на радио!

ОЛЯ. Это ничего не значит.

КОЛТЫШЕВА. Почему же у тебя тогда не сдана педагогика?

ОЛЯ. Вы не ставите зачёт.

КОЛТЫШЕВА. Я не ослышалась?

ОЛЯ. Нет.

КОЛТЫШЕВА. Будешь иметь дело с директором.

ОЛЯ. Жалуйтесь, если хотите.

КОЛТЫШЕВА. Трям-брям! Возомнила себя певицей.

ОЛЯ. Думайте, что хотите. Хочет уйти.

КОЛТЫШЕВА. Если тебя сегодня не будет на моём уроке - пеняй на себя.

ОЛЯ. Я не пропускаю занятий. С чего вы взяли?

КОЛТЫШЕВА. Повышать голос на учителя?! Ты вообще обнаглела.

ОЛЯ. На себя посмотрите.

КОЛТЫШЕВА. Что?! Сейчас же пойдёшь к директору. Быстро-быстро уходит - жаловаться.

ОЛЯ. Вот привязалась!

 

Кабинет директрисы.

ДИРЕКТРИСА. Оля, что же ты хулиганишь?

ОЛЯ. Я?

ДИРЕКТРИСА. Ты выступаешь на всех мероприятиях колледжа, ты наше украшение.

ОЛЯ. Заметно.

ДИРЕКТРИСА. Мы тебя ценим. За твои песни. За твой голос.

ОЛЯ. Спасибо.

ДИРЕКТРИСА. Но есть учебная программа - и её надо выполнять.

КОЛТЫШЕВА. Вот и я ей о том же.

ДИРЕКТРИСА. Галина Степановна сейчас примет у тебя зачёт.

ОЛЯ. А она примет?

ДИРЕКТРИСА. Да. Если я говорю - значит, да.

ОЛЯ. Хорошо.

ДИРЕКТРИСА. И чтобы без фокусов.

ОЛЯ. А когда я что-нибудь делала не так?

КОЛЬТЫШЕВА. Вот видите, Евгения Николаевна? Дерзит.

ДИРЕКТРИСА. В общем, Оля... Всё, Галина Степановна, ведите свою ученицу на зачёт.

ОЛЯ. Меня не надо вести, я сама дойду.

ДИРЕКТРИСА. Не шути с огнём, Ольга Платонова!

ОЛЯ. Она мне всё равно не поставит.

ДИРЕКТРИСА. С чего ты решила?

ОЛЯ. Вот увидите.

ДИРЕКТРИСА. Разговор окончен. Выпроваживает экзаменатора и студентку из кабинета. Через час жду результат.

КОЛТЫШЕВА. Будет сделано, Евгения Николаевна.

 

Оля выходит из кабинета. Колтышева приостанавливается на выходе.

 

ДИРЕКТРИСА. Что-нибудь ещё?

КОЛТЫШЕВА. Евгения Николаевна! Неужели вы не видите? Она же растлевает класс, да и весь колледж, ведь ни один концерт не обходится без её выступления.

ДИРЕКТРИСА. Не знаю, Галина Степановна. До вашего перехода к нам никто из педколлектива не бил тревогу.

КОЛТЫШЕВА. А я бью. И буду бить.

 

Кабинет Колтышевой.

КОЛТЫШЕВА. Платонова, время истекло. Давай свои записи.

ОЛЯ. Вот. Держите.

КОЛТЫШЕВА. Так-так, посмотрим, что у тебя тут.

ОЛЯ. Что у меня? Ответ на вопрос.

КОЛТЫШЕВА. У, совсем не то значится в вопросе.

ОЛЯ. Да где? Что вы врёте?

КОЛТЫШЕВА. Учитель не может врать.

ОЛЯ. А вы именно это и делаете.

КОЛТЫШЕВА. Вот когда сама станешь преподавателем, тогда и будешь диктовать свои условия. А пока можешь идти. Незачёт остаётся.

ОЛЯ. Почему?

КОЛТЫШЕВА. Ты не знаешь предмета.

ОЛЯ. Я всё верно написала.

КОЛТЫШЕВА. Ты знаешь больше преподавателя?

ОЛЯ. Я хорошо знаю ваш дурацкий предмет.

КОЛТЫШЕВА. Человек с такой речью не может знать педагогики. 

ОЛЯ. Вас Бог накажет!

КОЛТЫШЕВА. Где ты его видела?

ОЛЯ. Вы взъелись на меня, потому что завидуете.

КОЛТЫШЕВА. Да? Как интересно! Расскажи.

ОЛЯ. Вы хотели стать певицей и не смогли.

КОЛТЫШЕВА. Кто бы говорил! Что ты можешь понимать в твоём детском возрасте?

ОЛЯ. Я давно не ребёнок.

КОЛТЫШЕВА. Всё. Мне некогда. Уходи.

ОЛЯ. Отдайте мои записи.

КОЛТЫШЕВА. Зачем?

ОЛЯ. Покажу директору.

КОЛТЫШЕВА. Я это сделаю сама.

ОЛЯ. Вы не покажете.

КОЛТЫШЕВА. Почему ты так решила?

ОЛЯ. Вы злая и завистливая.

КОЛТЫШЕВА. Ты у меня зачёт никогда не получишь. Поняла?

ОЛЯ. Тут и понимать нечего. Уходит, шарахнув за собой дверью.

 

В коридоре дожидается Игорь.

ИГОРЬ. Ну? Сдала?

ОЛЯ. Сдашь! Она даже читать не стала.

ИГОРЬ. Как?

ОЛЯ. Так.

ИГОРЬ. А ты пробовала настоять?

ОЛЯ. Бесполезно.

ИГОРЬ. Почему?

ОЛЯ. Не собирается, сказала, ставить.

ИГОРЬ. Надо было на диктофон записать.

ОЛЯ. Для чего?

ИГОРЬ. Улика.

ОЛЯ. Такая хоть от чего отмажется.

ИГОРЬ. Сомневаюсь.

ОЛЯ. А я нет.

ИГОРЬ. Дай-ка мне твою зачётку.

ОЛЯ. Зачем?

ИГОРЬ. Мне она поставит зачёт.

ОЛЯ. Каким образом?

ИГОРЬ. Потом расскажу.

ОЛЯ. Вот. Держи. Подаёт зачётку.

ИГОРЬ (взяв). Жди меня во дворе колледжа.

                                                                                                                                                  

Кабинет Колтышевой.

ИГОРЬ (войдя). Галина Степановна!

КОЛТЫШЕВА. Чего тебе, Полуэктов?

ИГОРЬ. Почему вы опять не поставили зачёт Оле Платоновой?

КОЛТЫШЕВА. А твоё какое дело?

ИГОРЬ. Мы с ней друзья.

КОЛТЫШЕВА. Друзья не родственники. Можешь идти.

ИГОРЬ. Вы меня выгоняете?

КОЛТЫШЕВА. Я указываю тебе на дверь.

ИГОРЬ. Ответьте честно на вопрос: когда вы поставите зачет Оле Платоновой?

КОЛТЫШЕВА. Только тогда, когда я увижу, что она прониклась ко мне уважением.

ИГОРЬ. У вас личные счёты.

КОЛТЫШЕВА. Я хочу проучить ленивицу - и я это сделаю.

ИГОРЬ. У вас ничего не выйдет.

КОЛТЫШЕВА. Это ещё почему?

ИГОРЬ. Вы сейчас же поставите ей зачёт.

КОЛТЫШЕВА. Ещё чего!

ИГОРЬ. Или эту запись я отнесу куда следует. Включает диктофон на сматфоне. Оттуда доносится:

- Я хочу проучить ленивицу - и я это сделаю.

КОЛТЫШЕВА. Ах ты, негодяй! Сейчас же сотри запись.

ИГОРЬ. Только после того, как поставите зачёт.

КОЛТЫШЕВА. Давай, подлец, зачётку.

ИГОРЬ. Вот она.

 

Колтышева ставит зачёт.

 

ИГОРЬ. И не забудьте поставить подпись.

КОЛТЫШЕВА. Уже стоит.

ИГОРЬ. Давайте зачётку сюда.

КОЛТЫШЕВА. Сначала сотри запись.

ИГОРЬ. Хорошо. Выполняю. Сделано.

КОЛТЫШЕВА. Включи - убедиться.

ИГОРЬ (нажав пуск). Ничего, кроме шипения.

КОЛТЫШЕВА. Я слышу. Отдаёт зачётку. В следующий раз будешь проходить ко мне на урок через металлоискатель.

ИГОРЬ. Полагаю, диктофон больше не понадобится.

КОЛТЫШЕВА. Полагай.

 

 

Коридор колледжа.

ИГОРЬ. А что ты не ждёшь во дворе?

ОЛЯ. Там дождик пошёл.

ИГОРЬ. А-а! Держи зачётку. Та берёт и хочет убрать в сумку. А внутрь-то загляни.

ОЛЯ. А что там?

ИГОРЬ. Увидишь.

ОЛЯ. Зачёт! Ни фига себе! Три раза сдавала. Чудеса и только. Как ты её уговорил?

ИГОРЬ. Сама уговорилась. Я только записал пару её фраз на диктофон и потом включил, чтобы она услышала. 

ОЛЯ. Поверить не могу.

ИГОРЬ. И необязательно.

ОЛЯ. А тебе за это ничего не будет?

ИГОРЬ. У неё нет доказательств.

 

Утро следующего дня. Комната Оли в доме Платоновых. Мать смотрит зачётку дочери. За этим занятием та её и застаёт, проснувшись.

- Мам, а ты что делаешь с утра в моей комнате?

МАТЬ. Жду, когда ты проснёшься.

ДОЧЬ. Для чего?

МАТЬ. Узнать, как ты на самом деле сдала вчера зачёт по педагогике.

ДОЧЬ. На самом деле?

МАТЬ. Да.

ДОЧЬ. Игорь продавил.

МАТЬ. Каким образом?

ДОЧЬ. Записал Колтышеву на диктофон и включил ей криминальное место.

МАТЬ. Всё так и было?

ДОЧЬ. Да.

МАТЬ. Теперь вас отчислят. Обоих.

ДОЧЬ. Значит, мне не судьба учиться в педколледже.

МАТЬ. Нет, нет, нет. Я не допущу твоего отчисления.

ДОЧЬ. Ты куда, мама?

МАТЬ. В колледж. К директору.

ДОЧЬ. Не унижайся, мама.

МАТЬ. Лучше унизиться, чем дочери сломают судьбу.

ДОЧЬ. Моя судьба это пение. Это эстрада.

МАТЬ. Сначала получи профессию, которая кормит. Потом занимайся чем угодно.

ДОЧЬ. Мама, певицы хорошо зарабатывают.

МАТЬ. На большую эстраду не попасть.

ДОЧЬ. Вот выиграю конкурс на радио - и меня позовут.

МАТЬ. Сначала выиграй. Уходит.

 

 Кабинет директора колледжа. Постучавшись, входит Людмила Львовна, мать Оли.

МАТЬ. Извините, я кажется, не вовремя.

ДИРЕКТРИСА. А вы кто?

МАТЬ. Я мама Оли Платоновой.

ДИРЕКТРИСА. Как вы кстати!

МАТЬ. Я?

ДИРЕКТРИСА. Вы-то нам и нужны!

МАТЬ. Я?

ДИРЕКТРИСА. Мы отчисляем вашу дочь.

МАТЬ. За что? Что такого она сделала?

ДИРЕКТРИСА. А вы не знаете?

МАТЬ. Что-то слышала, но не всё.

ДИРЕКТРИСА. Что вы слышали?

МАТЬ. Преподавательница не ставила дочери зачёт по педагогике, вмешался мальчик - и дело разрешилось.

ДИРЕКТРИСА. А как он вмешался?

МАТЬ. Убедил, наверное.

КОЛТЫШЕВА. Мы будем ставить его на учёт как трудного подростка по месту жительства.

МАТЬ. Разве он трудный?

КОЛТЫШЕВА. По нему тюрьма плачет.

МАТЬ. Но он же ещё совсем мальчишка.

КОЛТЫШЕВА. С замашками уголовника, рецидивиста.

МАТЬ. Но ничего подобного же не было.

КОЛТЫШЕВА. Вам надо, чтоб он зарезал кого-нибудь? В следующий раз он сделает это.

ДИРЕКТРИСА. Мы его отчислим. Вашу дочь тоже.

МАТЬ. Может, простите для первого раза?

ДИРЕКТРИСА. Ждать второго? Ну уж нет.

МАТЬ. Мою дочь вы знаете только положительно. Она участвует во всех мероприятиях, защищает честь колледжа.

КОЛТЫШЕВА. А сейчас испачкала её.

МАТЬ. Где же? Как?

КОЛТЫШЕВА. Вам рассказать всё в подробностях?

ДИРЕКТРИСА. Остыньте, Галина Степановна. В словах мамы есть доля правды, а главное - разум. Через неделю конкурс среди колледжей города.

КОЛТЫШЕВА. Ну и что!?

ДИРЕКТРИСА. Кроме Платоновой никто не споёт. Её надо оставить. До первого подобного случая.

МАТЬ. Оставьте и мальчика.

ДИРЕКТРИСА. Скажите за дочь спасибо.

МАТЬ. Спасибо. Его мама воспитывает сына одна.

КОЛТЫШЕВА. Раньше надо было думать хулигану о своём поведении.

МАТЬ. Да они ещё дети.

КОЛТЫШЕВА. В колледже детей нет. Только учащиеся.

МАТЬ. Успехов вам в работе с учащимися!

КОЛТЫШЕВА. И вам в воспитании дочери!

 

МАТЬ (в дверях, Колтышевой). В музучилище вы зверствовали меньше.

КОЛТЫШЕВА. Откуда и что вы можете знать?

МАТЬ. Вы меня не узнаёте? Я преподаю там гармонию.

КОЛТЫШЕВА. Не знала вас и не желаю знать.

МАТЬ. Как мило! Уходит.

 

ДИРЕКТРИСА. Мама обозналась или вы специально?

КОЛТЫШЕВА. Ну а вы как думаете?

ДИРЕКТРИСА. Думаю, что специально.

КОЛТЫШЕВА. Правильно думаете. Не хватало, чтобы она мыла кости мне там, где меня все знают только как положительного человека и хорошего преподавателя.

ДИРЕКТРИСА. А так она может рассказать, что вы не узнали её.

КОЛТЫШЕВА. Какое из зол меньше?

ДИРЕКТРИСА. А вы не так безрассудны, как может показаться.

КОЛТЫШЕВА. Я вообще человек рассудка, холодной головы.

ДИРЕКТРИСА. Может, всё-таки простите Игоря Полуэктова?

КОЛТЫШЕВА. Никогда.

 

 

Дом Платоновых. Оля репетирует какую-нибудь из песен - вероятно, «Здесь». Завидев мать, останавливается.

МАТЬ. Ты представляешь, она не узнала меня!

ДОЧЬ. Кто?

МАТЬ. Колтышева.

ДОЧЬ. Может, сделала вид?

МАТЬ. В любом случае это характеризует её не лучшим образом.

ДОЧЬ. И чем в итоге закончился твой поход?

 МАТЬ. Директриса сказала: тебя оставят.

ДОЧЬ. А Игоря?

МАТЬ. Его нет.

ДОЧЬ. Но это несправедливо. Он пострадал из-за меня.

МАТЬ. Я пыталась заступиться за него. У меня не вышло.

ДОЧЬ. Я сама пойду.

МАТЬ. Не пущу.

ДОЧЬ. Мама, имей совесть.

МАТЬ. Это не совесть, а благоразумие. Когда человек тонет, его нельзя спасать не обученному человеку. Иначе утонут оба.

ДОЧЬ. Я не утону. Я вытащу его на берег.

МАТЬ. Нет. Ты никуда не пойдёшь.

ДОЧЬ. Но, мама!..

МАТЬ. Нет!

 

ДОЧЬ. Мама, но надо хотя бы узнать обстановку.

МАТЬ. Узнаешь завтра. Когда улягутся страсти.

ДОЧЬ. А они улягутся?

МАТЬ. Должны.

 

 

Утро следующего дня. Вестибюль колледжа. На Доске объявлений приказ директора: «Учащегося 3-го курса Игоря Полуэктова отчислить за хулиганское поведение!»

ОЛЯ. Игорь! Тебя отчислили.

ИГОРЬ. Я вижу.

ОЛЯ. Что будем делать?

ИГОРЬ. Ничего. Достаёт из портфеля или рюкзака маркер и пишет крупными буквами поперёк всего стенда с объявлениями: БУДЬ ПРОКЛЯТ ВАШ КОЛЛЕДЖ!

 

Откуда ни возьмись вездесущая Колтышева.

 

КОЛТЫШЕВА. Продолжаем совершать подвиги?

ИГОРЬ. Вы тоже будьте прокляты!

КОЛТЫШЕВА. А вот это уже чересчур. Я сейчас вызову наряд и тебя увезут как уголовника.

ИГОРЬ. Я сам уйду.

ОЛЯ. Я с тобой!

КОЛТЫШЕВА. Не пожалей, Платонова.

Оля и Игорь уходят. Колтышева фотографирует надпись Игоря на свой смартфон и с чувством исполненного долга покидает вестибюль, чтобы пожаловаться директрисе колледжа.

 

Кабинет директрисы. Входит Колтышева.

КОЛТЫШЕВА. Евгения Николаевна!

ДИРЕКТРИСА. Что опять?

КОЛТЫШЕВА. Посмотрите, что Полуэктов сделал с вашим приказом. Показывает снимок в смартфоне.

ДИРЕКТРИСА. Вы всё-таки вывесили приказ?

КОЛТЫШЕВА. Пусть все знают и боятся.

ДИРЕКТРИСА. Страх не педагогическое средство.

КОЛТЫШЕВА. Иногда нужно нарушать постулаты, тогда воспитание идёт лучше.

ДИРЕКТРИСА. Не педагогично. Повторюсь.

КОЛТЫШЕВА. Зато действенно.

ДИРЕКТРИСА. Жалко мальчика.

КОЛТЫШЕВА. Из него всё равно ничего путного уже не вырастет.

ДИРЕКТРИСА. Вы считаете?

КОЛТЫШЕВА. Уверена.

ДИРЕКТРИСА. На чём основан ваш вывод?

КОЛТЫШЕВА. На опыте.

ДИРЕКТРИСА. Многих отчисляли?

КОЛТЫШЕВА. Приходилось.

ДИРЕКТРИСА. И все заслуживали?

КОЛТЫШЕВА. Без исключения.

ДИРЕКТРИСА. В случае с Полуэктовым я не уверена.

КОЛТЫШЕВА. Почему?

ДИРЕКТРИСА. Он выручал Платонову.

КОЛТЫШЕВА. Преступники вообще действуют группой. Так что - прощать их всех или через одного?

ДИРЕКТРИСА. Полуэктова нельзя считать преступником.

КОЛТЫШЕВА. Ещё заслужит. Не сомневайтесь.

ДИРЕКТРИСА. Готова поспорить.

                                                                                                        

Улица либо двор колледжа.

ОЛЯ. Что будем делать?

ИГОРЬ. Не знаю.

ОЛЯ. Схожу всё-таки к директрисе.

ИГОРЬ. Бесполезно.

ОЛЯ.  Попытка не пытка.

ИГОРЬ. Как бы ты не навредила себе!

 

Кабинет директрисы. Постучавшись, входит Платонова.

ОЛЯ. Можно, Евгения Николаевна?

ДИРЕКТРИСА. Не до тебя. Но заходи.

ОЛЯ. Я это... Я попросить вас хотела.

ДИРЕКТРИСА. О чём?

ОЛЯ. Не отчисляйте Полуэктова.

ДИРЕКТРИСА. Приказ уже подписан. И даже вывешен.

ОЛЯ. Игорь пострадал из-за меня.

ДИРЕКТРИСА. Закон не имеет обратной силы.

ОЛЯ. Это что значит?

ДИРЕКТРИСА. Приказ отмене не подлежит.

ОЛЯ. Неужели ничего нельзя сделать?

ДИРЕКТРИСА. Нет. Зло должно быть наказано. Хотя бы для того, чтобы было неповадно другим.

ОЛЯ. Разве его поступок зло?

ДИРЕКТРИСА. Для тебя добро. Для преподавательницы педагогики зло.

ОЛЯ. Но ведь она сама злюка. Она бесчеловечная.

ДИРЕКТРИСА. Не педагогично обсуждать подобные вопросы педагогу с обучаемыми.

ОЛЯ. Это не обсуждение.

ДИРЕКТРИСА. Всё, Платонова, останавливайся. Тебя мы оставили. Будь этим довольна.

ОЛЯ. Я довольна. Но когда гибнет друг...

ДИРЕКТРИСА. Тебе не надо с ним дружить. Найди себе другого мальчика.

ОЛЯ. Вот ещё!

ДИРЕКТРИСА. Ваши пути разошлись.

ОЛЯ. Я всё равно буду с ним.

ДИРЕКТРИСА. Это большая ошибка.

ОЛЯ. Друзей не бросают.

ДИРЕКТРИСА. Ты не бросишь его, а просто прекратить общение.

ОЛЯ. Ни за что.

ДИРЕКТРИСА. Тогда готовься к плохому. Дурной пример заразителен.

ОЛЯ. И нет никакого примера.

ДИРЕКТРИСА. Будешь спорить?

ОЛЯ. Вы стали разговаривать, как Колтышева. Плохие товарищи плохо влияют и между взрослыми?

ДИРЕКТРИСА. Сейчас же замолчи.

ОЛЯ. Вы теперь и одёргиваете. Как она.

ДИРЕКТРИСА (кричит). Не смей!

ОЛЯ. Извините, Евгения Николаевна. Но, действительно, обидно.

ДИРЕКТРИСА. Уходи. А то я сейчас выйду из себя.

ОЛЯ. До свидания.

ДИРЕКТРИСА. Брысь!

Оля уходит. Директриса достает таблетку успокоительного и глотает её, запив водой из графина, налив её в стакан.

 

Снова улица или двор. Игорь слушает песню «Тоннель». Выключает, завидев Олю.

ИГОРЬ. Ну что?

ОЛЯ. Ничего не вышло.

ИГОРЬ. Я же говорил.

ОЛЯ. Что же делать? Что делать?

ИГОРЬ. Мы с тобой оказались в тоннеле. Как у тебя в песне.

ОЛЯ. Похоже.

ИГОРЬ. Стены, стены, а выхода всё нет и нет.

ОЛЯ. Но выход должен быть.

ИГОРЬ. Мне пойти к директору?

ОЛЯ. Не стоит. Евгения Николаевна даже закричала сейчас на меня. Это для неё несвойственно. Крайняя степень раздражения.

ИГОРЬ. Колтышева всегда себя так ведёт. Болезнь переходчива?

ОЛЯ. Я Евгении Николаевне так и сказала. Она и выгнала меня прочь.

ИГОРЬ. Кто же такое говорит директору!

ОЛЯ. Я не хотела. Язык сам.

ИГОРЬ. Придерживай его. А то и ты отправишься вслед за мной.

ОЛЯ. Что мне делать в колледже без тебя?

ИГОРЬ. Слушай, Колтышева же живёт одна?

ОЛЯ. Да. Ни мужа, ни детей. А зачем тебе?

ИГОРЬ. Да так.

ОЛЯ. Нет, ты что-то задумал.

ИГОРЬ. Пугну её ножом.

ОЛЯ. Это уже уголовщина, Игорь.

ИГОРЬ. Но по-другому не подействует.

ОЛЯ. Всё равно не надо. Выбрось из головы.

ИГОРЬ. Но как быть тогда? Как?

ОЛЯ. Ничего не могу придумать.

ИГОРЬ. Я тоже.

 

Пауза.

 

ОЛЯ. Завтра я выступаю в конкурсе на худграфе. Ты придёшь?

ИГОРЬ. Если пустят без билета учащегося.

ОЛЯ. Я попрошу, чтобы тебя провели.

ИГОРЬ. Если опять не встрянет Колтышева.

 

Следующий день. Сцена на художественно-графическом отделении колледжа.

Ведущий объявляет:

- На сцену приглашается следующая участница конкурса. Это учащаяся музыкально-педагогического отделения Оля Платонова. Она исполнит песню собственного сочинения.

 Оля поёт «Карусели» или что-то другое. По окончании раздаются дружные аплодисменты и крики «Браво!».

 

Поздний вечер. Прихожая в квартире Колтышевой. Приоткрывается входная дверь. В проёме показывается она, хозяйка квартиры, и за ней - Игорь. Он буквально впихивает её, сопротивляющуюся, вовнутрь.

-  Вы что, разбойник, делаете? Так это ты, Полуэктов!

ИГОРЬ. Для вас было бы лучше, если бы это был кто-то другой?

КОЛТЫШЕВА. Зачем ты ворвался в мою квартиру?

ИГОРЬ. А вы как думаете?

КОЛТЫШЕВА. Я не знаю.

ИГОРЬ. Решить мой вопрос.

КОЛТЫШЕВА. Какой у тебя может быть вопрос? Всё давно решено.

ИГОРЬ. Что именно?

КОЛТЫШЕВА. Ты отчислен. Тебе с колледжем не по пути.

ИГОРЬ. Ошибаетесь.

КОЛТЫШЕВА. Это ты ничего не понял.

ИГОРЬ. Я пришёл для того, чтобы вы отыграли всё назад.

КОЛТЫШЕВА. Это невозможно.

ИГОРЬ. Восстановить учащегося нет ничего проще.

КОЛТЫШЕВА. Ты уже не учащийся.

ИГОРЬ. Я им стану сегодня же или не уйду отсюда.

КОЛТЫШЕВА. Напрасные надежды.

ИГОРЬ. А так? Достаёт и показывает нож.

КОЛТЫШЕВА. Ты с ума сошёл?

ИГОРЬ. Сейчас вы позвоните директору колледжа и найдёте те слова, которые не дадут осечки. Иначе у меня не останется выбора.

КОЛТЫШЕВА. Ты берёшь меня на испуг?

ИГОРЬ. Я беру вас за горло. Приставляет нож.

КОЛТЫШЕВА. Так ты не шутишь?

ИГОРЬ. До шуток ли? Доставайте телефон и набирайте номер.

КОЛТЫШЕВА. Мне неудобно так. Убери нож подальше от шеи.

ИГОРЬ. Сейчас нормально?

КОЛТЫШЕВА. Да. Подай сумку.

ИГОРЬ. Зачем?

КОЛТЫШЕВА. Там телефон и записная книжка.

ИГОРЬ. У вас нет номера директора в телефоне? Достав из сумки, подаёт смартфон.

КОЛТЫШЕВА. Нету. Спасибо. А теперь блокнот.

ИГОРЬ. Где он?

КОЛТЫШЕВА. Посмотри в кармашке.

 

Игорь заглядывает в сумку. Колтышева неожиданно толкает его, склонившегося, и выбегает за дверь. Тот падает от неожиданности и, пока поднимается, Колтышева успевает запереть дверь на замок.

 

КОЛТЫШЕВА (из-за двери). Попался? Теперь посиди, пока я вызову кого-нибудь из дежурной части.

ИГОРЬ (сам с собой). Чёрт, я в западне!

КОЛТЫШЕВА. Алло! Дежурная часть? У меня в квартире грабитель. Немедленно приезжайте. Запишите адрес...

ИГОРЬ. Что делать, зараза, что делать? Мечется в панике. Позвоню Оле. Набирает номер. Только бы она ответила, только бы была на связи. Гадство, не отвечает. Забаррикадировать дверь? Не поможет. Попытаться выбить? Пожалуй. Торкается плечом в дверь. Бесполезно.

КОЛТЫШЕВА. Не ломай мою дверь. А то тебе срок прибавят.

ИГОРЬ. Откуда вы такая взялась на мою голову?!

КОЛТЫШЕВА. Уж взялась. Теперь точно отправишься в тюрьму для несовершеннолетних преступников.

ИГОРЬ. Я совершеннолетний.

КОЛТЫШЕВА. Тем хуже для тебя.

 

У Игоря звонит телефон, зуммером - песня Оли.

ИГОРЬ. Спасибо, что перезвонила.

ОЛЯ. Я увидела твой звонок только сейчас.

ИГОРЬ. Если можешь, приезжай.

ОЛЯ. Куда?

ИГОРЬ. Я у нашей училки Колтышевой.

ОЛЯ. Что ты там делаешь?

ИГОРЬ. Хотел уладить дела. Не получилось.

ОЛЯ. Зачем ты туда пошёл! Ты погубишь себя.

ИГОРЬ. Поздно плакать. Она меня заперла и вызвала ментов. Попытайся приехать раньше и отговорить её.

ОЛЯ. Она из железа. У неё вместо сердца руда.

ИГОРЬ. Больше говорить нет времени. Ты приедешь?

ОЛЯ. Да. Уже выхожу. Разговор прекращается.

ИГОРЬ. Только бы она успела! На всякий случай подопру всё-таки дверь. Приносит из комнаты обеденный стол и устраивает из него баррикаду. Это даст мне возможность хотя бы для коротких переговоров.

 

КОЛТЫШЕВА. Дверь подпираешь? Это тебе не поможет. Они скрутят тебя в один наскок.

ИГОРЬ. Галина Степановна, может, вы всё-таки того?

КОЛТЫШЕВА. Чего того?

ИГОРЬ. Откроете дверь и выпустите меня.

КОЛТЫШЕВА. Чтобы ты опять приставил мне нож к шее?

ИГОРЬ. Ну не верите же вы, что я мог причинить вам вред?

КОЛТЫШЕВА. Ты играл? Ты разыгрывал сцену?

ИГОРЬ. Только и всего.

КОЛТЫШЕВА. Э, нет, дружок! Твои действия я попрошу квалифицировать как бандитское нападение. Чтобы тебе дали максимальный срок.

ИГОРЬ. Но вы же понимаете, что это был розыгрыш.

КОЛТЫШЕВА. С ножом около горла?

ИГОРЬ. С ножом. Да.

КОЛТЫШЕВА. Ничего не знаю. Ты преступник. А вот уже и группа захвата. Здравствуйте, ребята!

 

Игорь оглядывает прихожую, выходы из неё:

- Хоть прыгай с балкона.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Что тут у вас?

КОЛТЫШЕВА. Бандит. Ворвался в прихожую с ножом в руке. Хотел ограбить. Я его обманула и заперла в квартире, а сама вам позвонила.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Что это за рецидивист такой, которого женщина обвела вокруг пальца?

КОЛТЫШЕВА. Малолетний преступник.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Что значит малолетний?

КОЛТЫШЕВА. То и значит, что молод.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Сколько лет?

КОЛТЫШЕВА. Должно быть, 17.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Наркоман?

КОЛТЫШЕВА. Вроде нет.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Почему вроде?

КОЛТЫШЕВА. В колледже замечен не был.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Он из вашего колледжа?

КОЛТЫШЕВА. Да.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Зачем же ему на вас нападать?

КОЛТЫШЕВА. Значит, была у него причина.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Какая?

КОЛТЫШЕВА. Пусть он расскажет сам.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. А почему не вы?

КОЛТЫШЕВА. Он виноват, пусть и рассказывает.

 

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Парень, мы сейчас с напарником войдём, и ты нам всё расскажешь.

ИГОРЬ. Вы скрутите мне руки и отправите в тюрьму.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. До тюрьмы бывает следствие. Если тебя оправдают, то ты останешься на свободе.

ИГОРЬ. Обнадёжили в кавычках.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Чего ты хотел от вашей учительницы? (Колтышевой) Вы учительница?

КОЛТЫШЕВА. Да.

ИГОРЬ. Пусть она вам расскажет.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Вы что, сговорились? Парень, в твоих интересах, чтоб мы вошли и поговорили.

ИГОРЬ. Я видел в кино ваши разговоры.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. В кино врут. Мы же не в кино. Мы в жизни.

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Хватит уговаривать его. Не хочет - его проблемы. (Колтышевой) Дайте ключи.

КОЛТЫШЕВА. Вот.

1-Й ОПЕРАТИВНИК.  Парень, мы сейчас откроем ключом дверь...

2-Й ОПЕРАТИВНИК.  Зачем ты предупреждаешь его?

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Чтобы не наделал глупостей.

2-Й ОПЕРАТИВНИК (Колтышевой). У вас есть балкон?

КОЛТЫШЕВА. Да.

ИГОРЬ (себе). Балкон это выход. Я слезу с него на этаж ниже. С перил на перила. Или по водосточной трубе.

 

Слышно ключ в замке. Толчок. Стол отлетает и опрокидывается. Игорь убегает на балкон.

 

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Парень, тебе ничего не будет. Остановись. (2-му.) Он уже на перилах.

ИГОРЬ. Не подходите - я спрыгну.

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Я тебе наврал. С тобой не будет ничего.

ИГОРЬ. Я вам не верю.

1-Й ОПЕРАТИВНИК (Колтышевой). Скажите вы. Может, послушает вас.

КОЛТЫШЕВА. Меня? Ну что вы!

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Почему?

КОЛТЫШЕВА. У нас разные взгляды.

 

Вбегает Оля.

 

ОЛЯ. Где он? Где Игорь?

1-Й ОПЕРАТИВНИК (Колтышевой). Кто это?

КОЛТЫШЕВА. Его девушка. Они дружат.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Очень кстати. Девушка, отговорите его.

ОЛЯ. От чего?

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Чтобы он вернулся в комнату и дал себя расспросить.

ОЛЯ. А вы ничего не сделаете ему?

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Не сделаем.

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Нет.

ОЛЯ. Игорь, они обещают, что всё будет по-честному.

ИГОРЬ. Нашла кому верить.

ОЛЯ. Галина Степановна, это всё из-за вас. Дайте отбой бойцам.

КОЛТЫШЕВА. Нет. Ты не видела, как он приставил мне нож к горлу.

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Нож? Ну я тебе, сосунок! Бросается к Игорю. Тот разжимает пальцы и летит с высоты этажа вниз и разбивается насмерть. Оля истошно кричит.

 

1-Й ОПЕРАТИВНИК (2-му). Что ты наделал, гад!

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Я не хотел.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Инструкцию нарушил. Спугнул пацана.

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Но ты же не сдашь меня из-за какого-то наркомана?

ОЛЯ. Он не наркоман.

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Тебя не спрашивают.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Не повышай голос на ребёнка.

ОЛЯ. Я не ребёнок.

ОЛЯ (Колтышевой). Это всё вы. Из-за вас.

КОЛТЫШЕВА. Не перекладывай с больной головы на здоровую.

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Может, он жив?

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Девятый этаж.

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Всё равно лучше проверить.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Пошли.

ОЛЯ. Я с вами!

2-Й ОПЕРАТИВНИК. Нет.

1-Й ОПЕРАТИВНИК. Тебе нельзя. Уходят оба.

ОЛЯ. Что же вы наделали, Галина Степановна!

КОЛТЫШЕВА. Я его предупреждала. Он не внял.

Начинает звучать одна из Олиных композиций - вероятно, «Ангелки». Оля медленно уходит, всхлипнув. Постепенно умолкает и её музыка.

 

 

Актовый либо концертный зал. Оля разговаривает с матерью.

ДОЧЬ. Мама, весь колледж его хоронил.

МАТЬ. Ничего удивительного. Молодцы ребята.

ДОЧЬ. Пришли даже те, кто его не знал.

МАТЬ. Такая беда понятна каждому.

ДОЧЬ. Директриса уволила Колтышеву.

МАТЬ. Давно было пора.

ДОЧЬ. Уж да. Какой ценой! Плачет.

МАТЬ. Не плачь. Тебе скоро выступать. Хотя поплачь: легче станет.

ДОЧЬ. Лучше бы он уехал к Ноннке в Англию!

МАТЬ. Кто же знал?

 

Голос ведущего:

- На сцену приглашается Ольга Платонова. Она исполнит песню «Тоннель».

 

ДОЧЬ. Мама, я не смогу петь.

МАТЬ. Надо. В память об Игоре.

ДОЧЬ. Но это весёлая песня.

МАТЬ. Ты не виновата. Её заявили раньше.

ДОЧЬ. Хорошо, я попробую спеть как надо.

МАТЬ. Я не сомневаюсь, что ты так и споёшь.

ДОЧЬ. Игорь, я пою для тебя.

МАТЬ. Иди. Он слышит.

Оля выходит на сцену и поёт финальную песню. Ей стоит труда не заплакать. Но она справляется с задачей.

 

 

← вернуться назад